
Форт «Павел I» — один из 17 искусственных островов расположенных в акватории Кронштадтской крепости. История форта берёт начало в 1808 году, кода в связи с увеличением дальности огня артиллерии строителям Кронштадта пришлось расширить зону действия крепости. Для этого, на большом рейде Кронштадта было построено деревянное большое одноярусное деревоземляное укрепление получившее название «Рисбанк», что по мнению историков можно перевести как «отметка или риска на отмели». Есть и другая версия появления такого названия. Так, в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка (авт. Чудинов. А.Н. 1910 год) говорится: РИСБАНК — в артиллерии, искусственная насыпь в воде; дамба, служащая оплотом для гавани или у входа в реку. Вооружение этого морского укрепления состояло из 90 пушек и мортир разного калибра. В 1824 году во время памятного для Санкт-Петербурга наводнения от наступающей воды сильно пострадал и Кронштадт.

Его морские укрепления не выдержали удара стихии. После чего часть из них отремонтировали, однако, стало очевидно, что дальше в дереве строить уже нельзя. Сначала решили модернизировать основные укрепления Кронштадта, очередь рисбанка пришла только в 1845 году. Особое внимание инженеры уделили возведению искусственного острова, от его прочности зависело каким получится форт. На стадии проектирования вносились разные предложения. Так, одни специалисты предлагали строить на сплошном ряжевом основании, другие предлагали использовать свайное поле. В результате склонились к проекту, предложенному Морисом Гуговичем Дестремом, руководившим работами на только что построенном форте «Александр I».

Остров под фортом Александр I строился по комбинированной технологии с использованием ряжей и деревянных свай. Сваи имели длину от 10 до 12 метров, их забивали с помощью копров разных типов: ручных, механических, и даже паровых. На строительстве форта «Павел I» поступили также, однако ряжи для ограждения строительной площадки от волн и ледохода использовать не стали. Функцию защиты здесь выполняли укрепления старого «Рисбанка». Примечательно, что эту идею предложил сам Николай I, лично курировавший этот проект.
На основании старых укреплений был расположен рабочий городок, где строители предусмотрели всё необходимое: бараки для рабочих, столовую, чертёжную, кузнецу. На стройплощадке было собственное почтовое отделение, и даже временная церковь куда, для проведения служб был командирован иеромонах Павел.
Пространство между свай засыпалось песком и камнем. Поверх предварительно опиленных в один уровень свай заливали раствор гашеной извести, который связывал их оголовки. Затем, по периметру будущих стен устанавливали гранитные блоки. Их плотно подгоняли друг к другу, а для обеспечения гидроизоляции швы между ними заделывались свинцом. Пространство между блоками 1-3 рядов блоков закладывалось бутовой плитой на известковом растворе. Внутренние стены возводились из красного кирпича. Надо отметить, что в середине XIX века на берегах реки Нева располагалось более 56 крупных мануфактур производящих этот материал.
Облицовка внешнего периметра стен производилась гранитным камнем. Этот материал добывали на Карельском перешейке, в знаменитых каменоломнях урочища Пютерлакс. Добыча камня в этом месте была начата ещё во времена правления Екатерины Великой.

К 1836 году были открыты каменоломни на прибрежных островах Кеттусаари и Ситтусаари. Гранит из этого места доставляли на строительство форта «Александр I», а затем и форта «Павел I». Выломкой гранитной породы занимались военные рабочие. Использовали и труд арестантов. Металлический инструмент изготавливался на месте. Из круглого железа производили свёрла, их режущая часть закаливалась, что позволяло высверливать отверстия в горной породе. В эти отверстия засыпали порох, затем закупоривали пробками, сквозь которые проходил фитиль. В этих опасных работах принимали участие арестанты, а их действиями руководили офицеры. После взрыва гранит отделялся рычагами, а затем при помощи металлических клиньев разделялся на более мелкие блоки. Транспортировку камня производили при помощи берёзовых катков. Перед погрузкой на баржи, большие плоскости блоков отёсывали «в чёрную», это позволяло размещать их компактно при транспортировке. При выломке камня образовывалось больше количество щебня, он также употреблялся в процессе строительства фортов.
Отдельного внимания заслуживает процесс доставки камня. Как правило, нанимались частные подрядчики на собственных судах. Однако и военные строители закупали суда для провозки строительных материалов. Барки с камнем объединялись в караваны по несколько корпусов, затем, на парусах или под паром их буксировали к месту строительства. Путь таких караванов пролегал через пролив Бъёркезунд. Острова формирующие пролив защищали суда от юго-западного ветра, самого опасного в Финском заливе. Общая протяжённость пути составляла без малого сто пятьдесят километров. Бывали случаи, когда во время сильного волнения смещался груз, и суда уходили на дно. Иногда обрывался буксирный конец и барку выбрасывала на камни ближайшего берега.
Разгрузка камня также представляла большую проблему. На форте для этих целей была построена временная пристань. Протяжённость причального фронта составляла около 200 метров, но часто этой длины не хватало, чтобы одновременно принять все суда, и барки ожидали стоя сутками на якоре рядом с фортом. Перегрузка камней на форт и установка их на свои мета осуществлялась при помощи деревянных ручных кранов с металлическими механизмами. Особой сложностью и травмоопасностью отличались работы по перетаскиванию блоков от пристани до места установки. Средняя дистанция – 250 метров. Блоки перетаскивали на берёзовых катках, в этом процессе участвовало от 12 до 23 человек. Чистовая отёска гранитных элементов происходила на месте, по лекалам. Для крепления между собой применяли металлические пруты и скобы: скобы связывали блоки по горизонтали, а пруты по вертикали. Ряды гранитной облицовки, от поверхности воды, до нижнего ряда амбразур отёсывались особым образом. Из них формировался волнолом, имевший двоякую кривизну. Эта конструкция служила для защиты от штормовых волн и ледоходов.
К 1852 году были построен первый ярус форта, но тут инженеров ждала неприятность. В сводах казематов начали образовываться глубокие трещины. Скорее всего, это было связано с недостаточной длиной использовавшихся деревянных свай, что в конечном итоге привело к неравномерной усадке основания строящегося форта. На некоторое время работы были прекращены, но стоит отметить, что от верхнего планировавшегося яруса форта пришлось отказаться.

Близилась Крымская война, поэтому, Николай I часто посещал форт и как мог поторопливал строителей. Во время своих визитов хвалил строителей, поощрял серебром. На момент начала работ по форту «Павел I» в акватории Кронштадта было построено два каменных форта, но ни кто из инженеров, ни мог сказать точно, какова прочность стен и как долго они смогут сопротивляться артиллерийским нагрузкам. Для этого требовались натурные опыты, которые и провели на форте Павел летом 1852 год. Тогда на рейде выставили линейный корабль, а затем из самых больших орудий обстреляли гранитные стены укрепления. Гранитная облицовка выдержала нагрузки, наблюдалось выкашивание камня на небольшую глубину. После проведённых испытаний 47 блоков заменили.
К началу Крымской войны форт выстроили в один ярус, а готовые казематы вооружили артиллерией. В 1854 году недостроенное сооружение освятили и нарекли «Император Павел I». Жена Николая I – императрица Александра Фёдоровна подарила на форт Икону с надписью «храбрым защитникам». В 1854-1855 годах, англо-французская эскадра блокировала Кронштадт, однако активных действий по штурму крепости противник не проводил. В этот период на территории форта продолжались строительные работы, но ввиду невозможности подвоза камня из Пютерлакса его доставляли через Неву, с побережья Ладожского озера.
С окончанием войны крупномасштабные работы продолжились и в целом, были завершены в 1859 году. Таким образом, на строительство понадобилось четырнадцать долгих лет. Это было поистине чудо инженерной мысли! Периметр внешних стен достигал около 500 метров, а их высота — 22 метров. Со стороны рейда форт имел два яруса закрытой обороны и один открытый. В остальных участках – один закрытый ярус и открытый. Внутреннее пространство занимал просторный двор мощёный булыжным камнем, где устроили два больших восьмигранных колодца с питьевой водой. Ворота форта — деревянные, облицованные толстолистовой медью с гальваническим покрытием, были изготовлены на производстве Чарьза Берда. Места на форту было на столько много, что для развлечения, в свободное от службы время, Императрица Мария Фёдоровна подарила орган, которой доставили на форт и разместили в одном из его казематов. На вооружении укрепления могло находиться до 200 артиллерийских орудий, а его гарнизон насчитывал около 1500 артиллеристов и пехотинцев. Сложно сказать, сколько всего людей было задействовано на строительстве этого форта, но достоверно известно, что в технологической цепочке для возведения форта Александр I участвовало более 36 000 человек.
60-е годы XIX века – время бурного развития науки и техники. В эти годы во многих передовых европейских странах запускается в массовое производство нарезные артиллерийские орудия, на сталелитейных заводах изготавливаются первые металлические броневые плиты. Короткий век многоярусных фортов подходит к концу. В попытке продлить службу подобных укреплений инженеры устанавливают на форте Павел I нарезные пушки, укрепляют своды казематов. В конце XIX века разрабатывается проект облицовки форта броневыми плитами. В качестве эксперимента, две амбразуры зашивают металлом, но из-за высокой стоимости металла от этой идеи отказываются. В начале ХХ века сектор обороны Кронштадта в очередной раз смещается на запад, а старые форты разоружают и перепрофилируют. В 1904 году форт выводят из штата и Павел I. Помещения отводятся для хранения винтовок Мосина и патрон. С началом первой Мировой войны форт приспосабливают под хранилище инженерных мин.
Здорово, что здесь собрались люди, которым тоже интересна эта тема.
Надеюсь, мы сможем поделиться полезной информацией
и опытом.
Познавательно и доступно написано, спасибо за качественный контент!