Эволюция Кронштадтской крепости: форты-броненосцы.

Во второй половине XIX столетия начали появляется серийные нарезные орудия заряжавшееся со стороны казённой части. В сравнении с гладкоствольными пушками они имели значительно большую дальность стрельбы к тому же заряжались значительно быстрее. Такая артиллерия представляла большую опасность для каменных фортов. При массированном обстреле даже толстые кирпично-гранитные стены будут разрушены в течении нескольких часов. Можно привести в пример форт Самтер, который был построен в 1861 году в Южной Каролине и защищал подход с моря к городу Чарльстон. По конструкции это был многоярусный кирпичный форт, построенный на искусственном основании. 12 апреля 1861 года форт подвергся массированному обстрелу из преимущественно гладкоствольной артиллерии со стороны союза северных штатов. Обстрел продолжался в течении 36 часов, в результате форт превратился в руины и был сдан. Но стоит отметить, что задачу защиты гарнизона выполнил полностью. За время осады один человек погиб, несколько солдат получили ранения.

В изменившихся условиях боя строителям крепости пришлось разрабатывать новые средства защиты и вновь взор инженеров был обращён к опыту передового кораблестроения. В этот период на вооружении передовых морских флотов начали поступать первые бронированные корабли. Защита таких судов обеспечивалась толстыми железными плитами. В это же время на корабли начинаю устанавливать вращающиеся броневые башни. Пушки, размещённые в таких системах, имеют полный сектор обстрела и отличную защиту самого орудия и артиллерийского расчёта. Так, на Кронштадтских фортах начинают появляется металлические батареи, вооружённые нарезной артиллерией, а затем и башенные артиллерийские установки.

С начала XIX века на месте будущего форта «Великий князь Константин» существовала деревянная артиллерийская батарея на 40 пушек – «Двойная бревенчатая». Эта батарея имела ключевое значение в обороне крепости. Только подавив её артиллерию можно развивать дальнейшее наступление на Кронштадт с юго-западного направления. Именно поэтому строительство новых металлических брустверов решают начать на этом месте. В период с 1863 по 1866 год на территории форта было построено четыре металлических бруствера разных систем: два разработанные комитетом обороны Главного инженерного управления, один по системе полковника Шведе и один по системе Ланкастера. Основной этих укреплений стала морская броня. Известно, что бруствер Шведе был укрыт броневыми плитами компаунд.  Особенность такой брони заключалось в том, что она состояла из двух слоёв: мягкого, кованного железа и твёрдой стали. Стальная и железная плиты припаивались друг к другу бессемеровской сталью. Плиты были изготовлены на производстве английской фирмы John Brown and Company, в городе Шефилд. Компания занималась постройкой кораблей. Их самым знаменитым судном стал линейный крейсер «Худ», который погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».

Бруствер системы Ланкастера имел необычную конструкцию. Он собирался из горизонтально уложенного друг на друга бруса, который крепился между собой креплением паз в паз.

Инженеры не забыли и о каменных уже устаревающих фортах Кронштадта. Так, в качестве эксперимента, на форте «Павел I» морской бронёй облицевали одну из амбразур. Существовал и проект, по которому все стены этого форта планировали «одеть» бронёй, но отказались от этого ввиду большой стоимости металла. В это же время на двух северных батареях, «Зверев» и 6-й северной были установлены напольные броневые брустверы.

 Альтернативой для подобных конструкций стали поворотные артиллерийские башни. Они имели все достоинства предыдущих, но благодаря вращающейся на 360 градусов конструкции не имели ограничений в секторе обстрела. Такие установки получи популярность на кораблях во время гражданской войны в США. Первым судном этого типа стал построенный по проекту изобретателя Джона Эриксона «Монитор». Его спустили на воду в 1862 году. Впоследствии названием этого судна стал именоваться целый класс кораблей береговой обороны. Проект первый в России бронебашенной батареи был разработан в Главном инженерном управлении при участии талантливого фортификатора Эдуарда Тотлебена. 

Новое укрепление в паре с фортом «Великий князь Константин» должно было взять на себя функцию защиты Большого Кронштадтского рейда у морально устаревших фортов «Павел I» и «Александр I». В плане батарея представляла собой башенный блок, в который устанавливались шесть вращающихся башен системы Кольза. Каждая такая башня имела на вооружении по 2 нарезных артиллерийских орудия калибра 11 дюймов. Эти пушки были разработаны в России и выпускались Обуховским заводом и считались одними из лучших в мире. Общий вес каждой башенной установки составлял около 500 тонн. В движение они приводились с помощью паровых машин, размещавшихся в казематах. Полный поворот башни «под паром» занимал три минуты, однако в ручном режиме скорость вращения сильно замедлялось, что значительно снижало боевые качества батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *